l_sylvanas: (Default)
[personal profile] l_sylvanas
Итак, мнения почти не разделились, большинство ответивших так или иначе полагают, что Татьяна считала невозможным обидеть мужа, поэтому прогнала Онегина, которого сама до сих пор любила, с его страстными ухаживаниями.

А я хоть и согласна, что, конечно, не хотела обижать, но мне этой трактовки как-то не достаточно, чтобы назвать Татьяну "милым идеалом". Мы, знаете ли, никто не хотим обижать. Ну, что, получается, принести себя вот так вот полностью в жертву, то есть отказаться сознательно от счастья (взаимной любви), ради того чтобы... не обидеть мужа (и это все-таки в век, когда развестись было нельзя, а женились не по любви; это ж получается все у нас были или кристально честны и жертвенны как Иисус Христос, или, пардон, нехорошие бесчестные люди? Так что ли? Для меня это слишком черно-белый мир, я в него не верю) - для этого надо было стать самой известной пушкинской героиней?..

Вообще то, что я думаю, очень хорошо и лаконично озвучила в предыдущем посте [personal profile] fiona_grady: "То, что мы думаем о Татьяне, определяется тем, что мы думаем об Онегине". Собственно, так хорошо у меня и не получилось бы сказать, поэтому просто процитирую ее, а от себя добавлю кое-что, что я хотела изначально написать на эту тему.

Что мы знаем о Татьяне из пушкинского текста? Ну, да, она хороший, порядочный человек, не хочет никого обижать, бла-бла-бла... Что еще? Да вот хотя бы то, что она умная (в отличие от большинства, по мнению Пушкина, женщин, поэтому и "милый идеал"). Мне кажется, что роман все же об Онегине прежде всего, и поступок Татьяны интересен прежде всего как ее реакция на поступки Онегина. У нее хватило ума, чтобы понять, что Онегин всю жизнь будет поступать так, как поступал раньше. А это значит, что при определенных обстоятельствах он поступится чувствами, которые для себя считал самыми нежными и дружественными, ради того, чтобы не упасть в глазах света, например. Да и вопрос еще, что за чувства-то у него. Может, правда только привлечен ее успехом в свете и хорошим положением (скорее всего, именно так и есть).

Таким образом, я думаю, что, вопреки напрашивающемуся выводу, что Татьяна жертвует своим счастьем ради порядочности (фи, как скучно), я думаю, что она, наоборот, не ставит свое сердце на кон. Вот если бы она уже не любила Онегина -- я бы еще посмотрела, чем бы закончились его настойчивые ухаживания и так ли важен был бы уже в этом случае старый князь. Впрочем, вполне может быть, что по-прежнему был бы важен, но это, короче говоря, была бы уже совсем другая история и куда более тоскливая, Пушкина бы вряд ли заинтересовала :). А именно потому, что она его любит, но у нее при этом есть мозги (вот уж иллюстрация к выражению "любовь зла"), она и прогоняет его. Вот так для меня все это имеет смысл, пожалуй.

Date: 2010-04-05 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] freetrinity.livejournal.com
а ведь правильно!

Date: 2010-04-05 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] welttrotter.livejournal.com
Умница ты, а мне жаль, что я сначала прочитала этот пост, а потом уже твой вопрос. Потому что я настолько с тобой согласна (и с Фионой тоже), что и не знаю, какое было бы мое мнение, если бы я отвечала на этот вопрос "без подготовки" :)

Date: 2010-04-05 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] l-sylvanas.livejournal.com
Да, я ночь подождала, в итоге мало кто на этой стороне атлантики успел высказаться :). Надо было еще денек подождать.

Date: 2010-04-05 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] pomme-d-or.livejournal.com
ДА, согласна - умна и понимает,что ее ждет в случае, если выберет ЕО ( думаю, она таких историй видела немало - "она, он и муж" ) И еще мне кажется, у нее есть уважение к себе прежде всего - и ради себя она его и прогоняет.

Date: 2010-04-05 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] aika99.livejournal.com
Если честно, то я без смеха "Евгения Онегина" читать не могу. Мне кажется, что это остроумная сатирическая "энциклопедия русской жизни". Изходя из этой позиции, Татьяна, как сатирический образ девицы, а потом и женщины, витающей в мире дешевых французских "paperbacks" про любофф, не могла иначе отнестись к признанию Онегина. Описанный тип девиц не готов к реальным любовным отношениям. Им бы пострадать... Она, конечно "другому отдана, и будет век ему верна", но какое же это поле для раздумий, страданий и фантазий на всю оставшуюся жизнь!

Date: 2010-04-05 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] l-sylvanas.livejournal.com
да? интересно. Нет, мной сатира и Татьяна в этом произведении все же отдельно как-то воспринимаются. В Онегине и Ленском побольше сатиры, но тоже, по-моему, они не сатирические персонажи все же. Да и нет там сатирических персонажей, кажется мне, вообще, сатирические там отступления и авторские комментарии (не о Татьяне, однако).

Date: 2010-04-05 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] aika99.livejournal.com
А Вы вообще как к ней лично относитесь? Если все вензели на стекле убрать, то в голом остатке очень печальная картинка остается. И знакомая до боли... И забавная...

Ну, а вообще, что можно ожидать от книги, которая начинается с особо циничных рассуждений главного героя об умирающем дяде? Да там все герои, по-моему карикатурны.

Date: 2010-04-05 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] l-sylvanas.livejournal.com
Я хорошо отношусь, по-моему, искренняя и одновременно умная девушка.

Date: 2010-04-05 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] aika99.livejournal.com
:) Ох, мне, как заметно, эта тема дико интересна. Люблю я Онегина очень, и считаю его "перевертышем" по типу "Лолиты" Набокова. Я потом напишу, сейчас убегать надо.

Date: 2010-04-05 07:24 pm (UTC)
From: [identity profile] fragmentik.livejournal.com
Ой, а я только-только дочитала Онегина, освежила в памяти, так сказать.

Так вот, я считаю, что нам в принципе Пушкин все объяснил вот тут, это слова Татьяны во время последней встречи с Онегиным:

Тогда — не правда ли? — в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась... Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честью

....

К моим младенческим мечтам
Тогда имели вы хоть жалость,
Хоть уважение к летам...
А нынче! — что к моим ногам
Вас привело? ..."

Ну, то есть, я согласна с тобой. Не верит она Онегину, потому и отвергает его.

Date: 2010-04-06 02:43 am (UTC)
From: [identity profile] miris-rants.livejournal.com
yep that's exactly the part I remembered as well - that she knew that the only reason he now wanted her is that she wasn't attainable anymore and being a smart woman she understood that he'll drop her as soon as that desire is satisfied.

And if she didn't love him (to your question Olga) I think she could go for revenge, sort of turn the tables on him :) - but since she did, she choose to be safe and not to put her heart on the table, as you said.

Date: 2010-04-06 12:59 am (UTC)
From: [identity profile] greenrose18.livejournal.com
Я не прочла комментарии к предыдущему посту о Татьяне, но хочу сказать 2 вещи:
1. Прототип её в жизни отдался прототипу Онегина.
2. Если б я была Татьяной, для меня было бы невыразимым блаженством именно не отдаться Онегину. И муж тут совсем не при чём.

Date: 2010-04-06 04:13 am (UTC)
From: [identity profile] fiona-grady.livejournal.com
По поводу пункта номер 2 - по-моему, единственно правильный ответ. Уже ночь, но я громко смеюсь!

Date: 2010-04-07 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] l-sylvanas.livejournal.com
Я не сторонник "биографического" подхода в литературоведении :).

Date: 2010-04-08 03:39 am (UTC)
From: [identity profile] greenrose18.livejournal.com
Второй пункт комментария как раз не имеет никакого биографического подхода к литературоведению.

Date: 2010-04-08 05:20 am (UTC)
From: [identity profile] l-sylvanas.livejournal.com
я, разумеется, о первом пункте!

В защиту мужа :)

Date: 2010-04-06 02:25 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
А муж Татьяны вовсе не старый. Не помню выкладок из текста, но "старик" -- это из оперы шаблон.

Re: В защиту мужа :)

Date: 2010-04-06 03:32 am (UTC)
From: [identity profile] l-sylvanas.livejournal.com
Да, это правда, слова "старый" в тексте нет, есть "важный" и "толстый". Однако, можно предположить, что в таком звании человек все-таки уже не молод. Конечно, ему не обязательно должно быть под 70, а то и 80, как в опере :).

Re: В защиту мужа :)

Date: 2010-04-06 04:29 am (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com
Увы, не найду сейчас ссылки с выкладками -- вроде, суть была в том, что он воевал в 1812 г., был тогда довольно молод и чины получал за боевые заслуги. И лет ему во время бала ну где-то 50. Вовсе не дряхлый старик.

Re: В защиту мужа :)

Date: 2010-04-06 04:43 am (UTC)
From: [identity profile] l-sylvanas.livejournal.com
А, конечно! Я допускаю даже, что 40 или около того -- ну, просто не 26, как Онегину.

Re: В защиту мужа :)

Date: 2010-04-17 10:52 pm (UTC)
From: [identity profile] commentatorss.livejournal.com
а, кстати: Ларина проста,
Но очень милая старушка.

Так говорили про мать Ольги и Татьяны, которой было не более сорока, а скорее всего лет 38.

Date: 2010-04-06 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] 3eta.livejournal.com
Для меня всегда эта фраза Татьяны была символом "я сделала свой выбор и я несу за него ответственность". Ну или там "пионеры слово не нарушают")) То есть как бы не любила Онегина - но ей самоуважение дороже. И муж, да, ни при чем. Но и Онегин, даже если бы исправился, все равно опоздал - поезд ушел.

Date: 2010-04-07 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] welttrotter.livejournal.com
Ну я все-таки свои пять копеек брошу в твою копилочку :)
Татьяна, на самом деле, этого перца давно раскусила. Пушкин не зря ввел в роман сцену, где она приходит в его деревенский дом и читает его книги. "Уж не пародия ли он?" Она, даже еще не будучи княгиней и не убедившись в том, что в Москве "Онегиных полные залы", уже неплохо понимает, что это за тип. Но при этом она о нем мечтать "осуждена судьбою властной" (это из той же строфы!). Поистине, любовь зла :)
И плачет она в последней главе, как мне кажется, о себе семнадцатилетней, которая с тем жизненным опытом (точнее, с его отсутствием) и придуманным образом романного героя в голове бросила бы все и уехала со своим героем. И набила бы себе шишек порядочно. "Погибну... но гибель от него любезна".
Вообще про "Онегина" можно бесконечно говорить. Очень глубокая вещь, очень трагическая и при этом очень глумливая :)

Date: 2010-04-07 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] l-sylvanas.livejournal.com
Вот Цветаева похоже говорит. Она говорит, что Татьяна - один из тех несчастных характеров, которые сами себя обрекают на страдания (именно "осуждены судьбою властной"!).

Date: 2010-04-08 12:53 am (UTC)
From: [identity profile] fiona-grady.livejournal.com
Просто Цветаевой была близка такая именно трактовка. При всем моем глубочайшем уважении, и даже преклонении перед Мариной Ивановной, позволю себе сказать: такая трактовка не исключена, но не она единственная. Правильно заметил предыдущий оратор: можно бесконечно говорить об "Онегине". И бесконечно трактовать. Но все-таки надо всегда помнить, что при всем трагизме там есть ужасная сатира и глубочайший сарказм. И глумление, а как же! Именно над "страданиями".

Date: 2010-04-08 02:47 am (UTC)
From: [identity profile] l-sylvanas.livejournal.com
Думаю, что одно другого совершенно не исключает? Т.е. трактовка Цветаевой, кажется, не исключает Пушкинских издевательств, она же не говорит ничего о том, что-де Пушкин считал, что это все очень хорошо и ни в коем случае не потешался над этим.

Profile

l_sylvanas: (Default)
l_sylvanas

April 2017

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 8th, 2026 10:14 pm
Powered by Dreamwidth Studios